Право на этническую идентичность и проблемы его реализации (из опыта российских езидов)
Право на этническую идентичность и проблемы его реализации (из опыта российских езидов)
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кочои Самвел Мамадович 
Должность: профессор кафедры уголовного права
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
28-40
Аннотация

В многонациональных (полиэтнических) государствах сохранение и развитие этнической идентичности имеет особое значение. Однако право на нее содержится в законодательстве не каждого из таких государств. В Конституции Российской Федерации члены всех без исключения этнических общностей пользуются правом без принуждения определять и указывать свою национальную принадлежность.

В статье рассмотрена проблема признания права на идентичность членов тех общностей, этничность которых отрицается наукой. Одной из таких общностей являются российские езиды, которые практически за весь период существования СССР не считались отдельным народом (этносом). Тем не менее, воспользовавшись предоставленным Конституцией России 1993 г. правом, во время Всероссийской переписи населения 2002 г. свою национальность как «езид» указали свыше 30 тыс. человек. За более чем двухвековую историю проживания на территории России езиды тогда впервые смогли воспользоваться правом не считаться частью другого, более крупного, многомиллионного этноса.

По итогам анализа различных правовых и теоретических источников (в том числе в области востоковедения и этнографии) сделан вывод об уникальности и востребованности российского опыта признания за каждым права определять свою национальную (этническую) принадлежность. Вместе с тем необходимы дополнительные правовые гарантии для защиты и реализации данного права, что может быть достигнуто принятием соответствующего профильного закона. В предполагаемом законе должна быть обоснована необходимость непосредственного закрепления права на этническую идентичность и права каждого свободно и без принуждения определять и указывать свой родной язык.

Ключевые слова
этническая идентичность, национальная идентичность, право на этническую идентичность, езиды, этническая общность, этнос, перепись населения, этноконфессиональная общность, статья 26 Конституции Российской Федерации, право на родной язык
Классификатор
Дата публикации
20.09.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
195
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Kochoi S. M. The Crime of All Crimes of the Terrorist Organization “Islamic State”: the Yazidis Genocide // Kutafin Law Review. 2017. Vol. 4. No. 1. 
2. Авдоев Т. В. Историко-теософский аспект езидизма // Апокриф. Приложение № 15. 2011. Май. 
3. Амири М. Т. Курды-езиды в современной Армении // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 2. 
4. Аракелова В. К истории формирования езидской общины // Иран-намэ: Армянский востоковедческий журнал. 2006. № 40. 
5. Баранова Е. В. Конфессиональная структура населения Ирака в начале ХХ века // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2008. № 2. 
6. Башарин П. В., Аракелова В. А., Аверьянов Ю. А. Омархали Ханна. Йезидизм. Из глубины тысячелетий // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2007. № 1. 
7. Белоусова М. А. Этническая самоидентификация: конституционное право выбора национальности // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 9. 
8. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011. 
9. Брук С. И. Население мира. Этнодемографический справочник / отв. Ред. П. И. Пуч- ков. 2‑е изд. М., 1986. 
10. Васильева Л. Н. Российская идентичность: правовые условия формирования // Журнал российского права. 2015. № 2. 
11. Гарипов Р. Ш. Право на использование и охрану родного языка у коренных малочисленных народов России // Российский юридический журнал. 2012. № 4. 
12. Гонов А. М. Рецензия на книгу доктора исторических наук, профессора Н. Ф. Бугая и кандидата исторических наук Дасни Юрия «Курды храбры, трудолюбивы, гостеприимны». М., 2020. 588 с. // Культурный ландшафт регионов. 2022. T. 4. № 2—3. 
13. Зайнитдинов Н. А. Конституционное право на определение и указание национальной принадлежности личности: пробелы в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. 
14. Зуева В. В. Общая характеристика Конституции Республики Сербия 2006 г. // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 4. 
15. Исаева Н. В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. 
16. Касьяненко М. А. К проблеме оборота информации этнодискриминационного и этно- криминального характера в сети Интернет // Правовые вопросы связи. 2011. № 1. 
17. Комахия М. Курды-езиды Грузии: вопросы этнического самосознания и консолидации // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 2(38). 
18. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л. А. Окунькова. 2‑е изд. М., 1996. 
19. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева. М., 2007. 
20. Кочои С. М. «Исламское государство»: от терроризма к геноциду // Журнал российского права. 2014. № 12.
21. Кузнецов О. Ю. Понятие «язык судопроизводства» в системе российского процессуального законодательства // Современное право. 2005. № 4; № 5. 
22. Личичан О. П. Административно-территориальные единицы с особым статусом — территориальные автономии? // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 6. 
23. Маркарян С. Рецензия на научную монографию: Asatrian G. S., Arakelova V. The Religion of the Peacock Angel: The Yezidis and their Spirit World. ACUMEN Publishers, Durham, Great Britain, 2014 / Асатрян Г. С., Аракелова В. Религия Ангела Павлина: езиды и их мир трансцендентного. ACUMEN Publishers, Durham, Great Britain, 2014 // Исламо- ведение. 2015. № 1. 
24. Мирзоян Г. В. Российская национальная идентичность: Основные факторы ее образования. М., 2015. 
25. Мосаки Н. З. Армянский фактор в формировании езидской идентичности, или Кто «изобретает» езидов? // Антропологический форум. 2021. № 51. 
26. Мосаки Н. З., Пирбари Д. В. Кончина Баба шейха езидов и раскол езидской общины // Вестник Института востоковедения РАН. 2021. № 2.
27. Напсо М. Б. Права народов и права человека: к вопросу о правомерности конституционного закрепления коллективных и индивидуальных этнических прав // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 10. 
28. Петренко С. П. Конфессиональная и этническая общности: философско-культурологический анализ: автореф. Дис.... Канд. Философ. Наук. Ростов н/Д., 2007. 
29. Пирбари Д. В., Мосаки Н. З. Сказание о Пире Дауде// Письменные памятники Востока. 2020. Т. 17. № 3. Вып. 42. 
30. Пучков П. И. Религиозный компонент этнического сознания. Этноконфессиональные общности // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2009. № 4. 
31. Радиков И. В., Тозал М. Курдское национальное меньшинство в России: два века решения проблемы сохранения этнической самобытности // Политэкс. 2015. Т. 11. № 2. 
32. Рашад Сабри Рашид (Рашад Миран). Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане / под ред. Е. И. Васильевой. СПб., 2003. 
33. Степанов В., Тишков В. Этническое измерение переписи — 2010 // Альманах «Этно- диалоги». 2013. № 1(42).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести