Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Леднева Юлия Викторовна 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
76-89
Аннотация

В 2020 г. Конституция России была дополнена рядом основополагающих положений, которые стали ориентиром для модернизации различных отраслей российского законодательства, включая финансовое.

Цель статьи — определение направлений трансформации российского финансового законодательства, обусловленных принятием Закона о поправке к Конституции Российской Федерации. Задачи исследования: выявление, систематизация и анализ изменений финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 г. ; их правовая оценка, в том числе на предмет достаточности; формулирование предложений по дальнейшей модификации финансового законодательства в целях более полной и эффективной реализации конституционных новелл.

При написании статьи были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы исследования.

Анализ внесенных в 2020 г. Поправок в российскую Конституцию показал, что в целом система публичных финансов и основные принципы ее функционирования, включая полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере, существенных изменений не претерпели. В то же время конституционные новации, в частности, создание единой системы публичной власти, трансформация системы разделения и взаимодействия властей и др., если не прямо, то косвенно, в большей или меньшей степени оказали и продолжают оказывать влияние на развитие финансового законодательства, и прежде всего на такие его структурные элементы, как бюджетное, налоговое законодательство и законодательство о государственном финансовом контроле. В ходе проведенного исследования установлено, что не все новеллы Конституции России, связанные со сферой публичных финансов, влекут возникновение новых расходных обязательств публично-правовых образований и трансформацию финансового законодательства. Выявлены и оценены риски конституционных новелл для финансового законодательства; обосновывается необходимость осуществления мониторинга реализации новых положений Конституции России в финансовом законодательстве.

Ключевые слова
Конституция Российской Федерации, поправки к Конституции Российской Федерации, конституционная реформа, публичные финансы, финансовое законодательство, финансовое обеспечение, государственная финансовая поддержка, бюджетная система Российской Федерации, государственный финансовый контроль
Классификатор
Дата публикации
20.09.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
105
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Kudryashova E., Mirzaev R. Challenges for sustainable regional development in Russia after the constitutional reform 2020 // IOP Conference Series: Earth Environmental Science. 2022. Vol. 1026. Art. 012058. 
2. Андриченко Л. В. Эволюция принципов федерализма в России в свете конституционных преобразований 2020 г. // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 3. 
3. Болдырев О. Ю. Публичная власть в России: конституционно-экономические проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 11. 
4. Бондарчук И. В., Руденко А. В. Модернизация регионального законодательства в свете конституционной реформы 2020 года // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 8. 
5. Бондарь Н. С. Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 4. 
6. Борисенко Е. А. Отдельные вопросы правового обеспечения устойчивого экономического роста // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 1. 
7. Бухвальд Е. М. От новых Основ государственной политики к новому законодательству о местном самоуправлении // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 2. 
8. Гаджиев Г. А. Новые конституционные ценности: концепция устойчивого экономического развития с точки зрения юридической капитализации // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 1. 
9. Голубева Л. А. Системность права и законодательства: общее и особенное в содержании терминов // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. Вып. II. 10. Дзидзоев Р. М. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 5. 
11. Кожевников О. А. Законодательство о муниципальной и государственной гражданской службе через призму конституционных трансформаций // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 2. 
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2021. 
13. Курданова М. Х. Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 5. 
14. Лазарев В. В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 4. 
15. Лукьянова В. Ю. Новый концепт соразмерности универсальных и национальных ценностей в российском законодательстве // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 9. 
16. Масленникова С. В. Идеология конституционных поправок 2020 г. В сфере социального и экономического развития // Право. Журнал высшей школы экономики. 2021. № 5. 
17. Нанба С. Б. Компетенция муниципального образования: от научных идей к правовому регулированию: монография. М., 2023. 
18. Нанба С. Б. Конституционные преобразования: перенастройка российского местного самоуправления // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 6. 
19. Поветкина Н. А. Понятие и правовые меры обеспечения сбалансированности бюджета // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 11. Вып. 3. 
20. Поветкина Н. А. Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы // Финансовое право. 2021. № 12. 
21. Правовое регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации: проблемы теории и практики: науч. -практ. Пособие / отв. Ред. Л. В. Андриченко, А. Е. Постников. М., 2021. 
22. Реформа организации публичной власти: основные направления реализации: монография / отв. Ред. А. Е. Постников, Л. В. Андриченко. М., 2022. 
23. Сивицкий В. А. Принцип системности законодательства и его влияние на использование в федеральных законах принципов регулирования отношений в конкретных сферах // Юридическая техника. 2020. № 14. 
24. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М., 2016. 
25. Хабриева Т. Я., Клишас А. А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М., 2020. 
26. Шохин С. О., Кудряшова Е. В. Обратная связь — острая проблема правового регулирования публичных финансов // Правоприменение. 2020. № 4.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести