Информация об интересах и поведении потребителя как объект правоотношений в период цифровизации
Информация об интересах и поведении потребителя как объект правоотношений в период цифровизации
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белов Валерий Александрович 
Должность: доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права
Аффилиация: Российский государственный университет правосудия
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
59-71
Аннотация

В теоретико-правовых и прикладных исследованиях длительное время обсуждаются вопросы, связанные с правовым статусом информации как объекта гражданского оборота, в том числе в контексте договорных отношений между коммерсантами, где особенным спросом пользуется информация о потребителях, их активностях, интересах и поведении. Вместе с тем заключение сделок в отношении информации, содержащей сведения о цифровых следах и тенях потребителей в интернет-пространстве, может содержать аспекты, связанные с нарушением их прав и законных интересов. Данные обстоятельства свидетельствуют, с одной стороны, о том, что такого рода объекты гражданского оборота являются востребованными в предпринимательской среде, а с другой — о возможности возникновения потенциальных конфликтов, связанных с вмешательством в частные дела отдельных личностей. Сказанное подтверждает актуальность исследования отдельных указанных аспектов в рамках настоящей работы.

Цель и задачи настоящей работы — исследование объекта договорных отношений, возникающих между коммерсантами, по поводу информации об интересах, поведении и внимании потребителей и потенциальных покупателей товаров, работ, услуг и иных благ, получаемых посредством использования цифровых технологий и методик по таргетингу, профайлингу и парсингу данных о пользователях и потребителях, а также рассмотрение вопроса, связанного с выявлением степени влияния указанных процессов на различные аспекты охраны частной жизни пользователей и потребителей.

Методы исследования: анализ (в том числе логический и системный), синтез, сравнение, аналогия, нормативный, межотраслевой и др.

Выводы: 1) возмездное предоставление информации об интересах, предпочтениях и внимании потребителей и пользователей Интернета является широко распространенным и востребованным объектом договорных отношений между предпринимателями; 2) объектом договора на выявление интересов, предпочтений и внимания потребителей (цифровых следов и теней пользователей) посредством использования цифровых технологий выступает информационный продукт как результат осуществления деятельности, а также объем исключительных прав, передаваемых заказчику; 3) осуществление действий, связанных с получением сведений об интересах, предпочтениях и внимании пользователей социальных сетей и потенциальных покупателей товаров, предлагаемых в сети Интернет, без должного согласия со стороны последних, может являться нарушением их прав и законных интересов, поскольку такого рода деяние содержит признаки несанкционированного вмешательства в частную жизнь и охраняемую законом тайну.

Ключевые слова
информация, потребитель, внимание потребителя, интерес и поведение потребителя, информация как объект правоотношения, цифровизация, таргетинг, профайлинг, парсинг, персональные данные пользователя-потребителя, защита персональных данных, закон о защите прав потребителей
Классификатор
Дата публикации
20.02.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
276
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1.	Бабаев А., Евдокимов Н., Иванов А. Контекстная реклама. СПб., 2011. 
2.	Бачило И. Л. О праве собственности на информацию // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. 1992. № 52. 
3.	Белов В. А. Правовая сущность понятий «потребитель» и «слабая сторона» в гражданских правоотношениях // Lex russica. 2018. № 6. 
4.	Белов В. А. Статус лица: юридический аспект // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10. 
5.	Белова Т. В. Правовое регулирование защиты информации и прав на нее в гражданском обороте: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 
6.	Богданов В. М. Информация как объект гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 
7.	Войниканис Е., Якушев М. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М., 2004. 
8.	Гапанович А. В. Цифровые следы и цифровые тени: правовая квалификация // Юрист. 2022. № 6.
9.	Гуляев К. С. Право человека на Интернет, права в Интернете и при использовании интернет-вещей: новые тенденции // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2018. № 1. 
10.	Дозорцев В. А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: сб. ст. М., 2005. 
11.	Исаева Л. М., Вилков В. Г. Психолого-криминалистическое портретирование: монография. М., 2015. 
12.	Косьяненко Е. М. Информация как гражданско-правовая категория: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 
13.	Ксенофонтов О. М. E-commerce: Аспекты правового регулирования таргетированной рекламы в России // Право цифровой экономики — 2020. Ежегодник-антология. Серия «Анализ современного права / IP & Digital Law» / под ред. М. А. Рожковой. М., 2020. 
14.	Лобанов Г. А. Информация как объект гражданских правоотношений // Бизнес-адвокат. 1998. № 6. 
15.	Мефодьева К. А. Цифровые данные как объект гражданско-правового регулирования в Германии, США и России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 
16.	Нам К. В. Особенности развития правового регулирования оборота и защиты персональных данных // Вестник гражданского права. 2020. № 5. 
17.	Насонова Е. Н. Информация как объект гражданского права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
18.	Пучков В. О. Информация— объект гражданского права? // Арбитражные споры. 2020. № 2. 
19.	Савельев А. И. Гражданско-правовые аспекты регулирования оборота данных в условиях попыток формирования цифровой экономики // Вестник гражданского права. 2020. № 1. 
20.	Сергеев А. П. Авторское право России. СПб., 1994. 
21.	Сергеев А. П., Терещенко Т. А. Большие данные: в поисках места в системе гражданского права // Закон. 2018. № 11. 
22.	Сидорова О. Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. 
23.	Терещенко Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М., 2013. 
24.	Толстой В. С. Гражданское информационное право. М., 2009. 
25.	Якупова А. В., Сметанина О. Н., Сазонова Е. Ю. Программное решение задачи сегментирования на основания интеллектуальных технологий // Вестник УГАТУ: научный журнал Уфимского государственного авиационного технического университета. 2021. № 3. 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести