В настоящее время в уголовной политике наблюдаются трансформационные процессы, связанные с изменением функции уголовного закона от охранительной к предупредительной, реализацией относительно нового принципа экономизации отрасли, смещением акцентов в иерархии ценностей от персональных интересов личности к национальным интересам, защите целостности государства. «Подрывная» деятельность (как организационного, так и экономического характера), направленная на разрушение целостности и безопасности государства, усиление террористической угрозы и расширение перечня деяний экстремистской направленности потребовали от государства своевременного и адекватного ответа посредством установления уголовной ответственности за «специальное соучастие » в актах терроризма и экстремизма, расширения количества «призывных» преступлений. Трансформационные социально-политические процессы (COVID-19, специальная военная операция) изменили базовые начала уголовно-правовой отрасли, переориентировав ее на защиту государственных интересов с акцентом на предупреждение. В долгосрочной перспективе подобный подход позволит рационально использовать уголовно-правовой инструментарий, что приведет к экономизации отрасли.
Цель исследования — определение трендов в развитии уголовной политики, подтверждающих, что современное уголовное законодательство находится на этапе трансформации.
В качестве методологической основы использован диалектический метод познания, позволивший выстроить генеральную стратегию научного поиска. Для получения конкретных результатов применялись общенаучные (исторический, анализ, синтез, абстрагирование) и частнонаучные методы (логико-юридический, аксиологический, синергетический).
Вывод: начиная с 2000-х гг. изменения, вносимые в уголовный закон, привели к доминированию предупредительной функции над охранительной, что свидетельствует о глубинных изменениях уголовного закона, т. е. трансформации. Социально-политические изменения в российском обществе и роли России на мировой арене подтверждают необходимость усиления ответственности за преступные посягательства на безопасность государства, его территориальную целостность и конституционный строй с соблюдением доктринального принципа экономизации отрасли, заключающегося в рациональном применении средств уголовно-правового реагирования, а также возможности расширения норм компенсационного характера в отношении преступлений в экономической сфере. Единение нации, уход от социального эгоизма возможны только при условии формирования уголовного законодательства, нацеленного на предупреждение преступлений против национальных интересов России. Кроме того, предупредительный потенциал уголовного закона в дальнейшем позволит минимизировать количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых против безопасности государства и его территориальной целостности, что позволит экономить государственные ресурсы.
Комментарии
Сообщения не найдены