В российской юридической литературе недостаточно проработан вопрос о сущности и средствах правового обеспечения цифрового суверенитета как одного из центральных понятий и категорий современного государства и права. Вместе с тем научная разработка и практическая апробация механизма его применения могла бы повысить гарантии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, законности и правопорядка в цифровом пространстве (реальности). Продиктованные острыми потребностями времени правовые реформы во всех сферах общественной жизни, вызванные беспрецедентным ростом и возможностями современных технологий, не всегда полагаются на прогнозные и риск-ориентированные подходы развития законодательства. Текущие масштабные процессы цифровизации качественно преображают содержание основных институтов государства и права. Возникают новые задачи обеспечения правомерного поведения и национальных интересов в цифровом пространстве.
В статье показано, что в Интернете происходит трансформация правовых связей человека с государством, а субъекты права действуют в качественно ином (виртуальном) пространстве, при этом кардинально меняется и модель регулирования его деятельности. В отсутствие адекватного правового регулирования во внутренних отношениях субъектов права происходят деформации, многие ограничения и запреты социальных регуляторов (прежде всего морали и права) не действуют в Интернете. В совокупности эти факторы формируют потребность правового моделирования и визуализации цифрового суверенитета и реального механизма его действия и правового обеспечения. Раскрытие понятия цифрового суверенитета государства осуществлено через категорию «национальный сегмент Интернета» с выдвижением предложений по развитию российского законодательства и правоприменительной практики.
Комментарии
Сообщения не найдены