Статья посвящена выявлению особенностей возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и их расследования, прекращения уголовного преследования, а также объяснению причин введения соответствующих законодательных изменений. Отказ от более эффективных, с точки зрения перспектив вынесения обвинительного приговора, способов ведения уголовного преследования обусловлен не законодательными просчетами, а сознательной политикой либерализации, фактического отказа от применения уголовной репрессии в отношении налогоплательщиков в пользу сохранения ее угрозы и предпочтения получения причитающихся бюджету сумм налогов.
Цель исследования — обоснование существования специфического уголовно-процессуального формата ведения уголовного преследования в отношении лиц, совершивших налоговые преступления. Для этого необходимо выявление всех процедурных особенностей возбуждения, расследования, рассмотрения и прекращения соответствующих уголовных дел.
В статье применялись общие и специальные методы познания (анализ, синтез, логический, специально-юридический), а также сравнительно-правовой метод исследования.
По итогам исследования к числу значимых и не имеющих аналогов особенностей уголовного преследования по делам о налоговых преступлениях отнесены: наличие специфического и единственно возможного повода для возбуждения уголовного дела, дополнительно ограничивающего объемы возможного обвинения; «отложенное» возбуждение уголовного дела; фактический отказ от применения мер пресечения, связанных с лишением свободы; преобладающее значение применения ареста имущества в целях обеспечения исполнения приговора; практически тотальное прекращение уголовных дел по основаниям возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, и истечения срока давности; ограничение возможностей доказывания объективной стороны уклонений от уплаты налогов рамками установленных налоговыми органами нарушений и искусственными рамками возможностей судебно-налоговых экспертиз.
Комментарии
Сообщения не найдены