В современном мире государство становится активным участником гражданского оборота, включаясь в решение публичных задач и обеспечивая общие блага путем учреждения юридических лиц. Унитарные формы юридических лиц, ранее популярные в сфере управления публичной собственностью, ушли на второй план по сравнению с корпоративными лицами с государственным участием, эффективность и целесообразность которых неоднозначна. Ставится вопрос о формировании общих тенденций правового регулирования механизма и форм участия государства в гражданском обороте как в России, так и за рубежом.
С помощью формально-юридического метода исследования норм законодательства и доктрины сравниваются механизмы и формы включения государства в гражданский оборот и реализации им вещных прав. Исследуется участие государства в гражданских правоотношениях опосредованно либо по специальному поручению, исключая непосредственное участие государственных органов в гражданском обороте. Отдельное внимание уделяется статусам государственных корпораций и компаний, публично-правовых компаний, занимающих особое место в механизме решения государственных задач и, как правило, не имеющих экономической эффективности.
Представлен анализ законодательства и практики Казахстана и Китая как стран, имеющих своеобразный подход к регулированию участия государства в обеспечении публичных интересов через стимулирование частных участников оборота и внедрение особых форм организаций. Сравниваются коммерческие и некоммерческие акционерные общества, оценивается перспективность внедрения такой формы организаций, как социально-предпринимательские корпорации.
Обосновано отсутствие системы организационно-правовых форм юридических лиц, позволяющих удовлетворить современные потребности государства и общества и в полной мере обеспечить эффективное управление публичным имуществом для решения государственных задач. Определяется перспектива реформирования правового регулирования участия государства в деятельности корпораций.
Комментарии
Сообщения не найдены