В статье исследован опыт внедрения юридического дизайна (Legal Design) в сферу права. Вскрыты причины популярности юридического дизайна и его внедрения в правоприменительную практику и сферу законотворчества. Главными факторами активного использования института юридического дизайна в правоприменительной практике являются возможности более широкого доступа граждан к правовой информации. В России только начинают культивироваться идеи дизайн-мышления (Design Thinking) в среде юристов о конечном пользователе, что может проложить путь к законотворчеству, «ориентированному на людей».
Цель исследования — определить роль юридического дизайна в выявлении проблем обеспечения права на доступ к информации. Исследовано понятие юридического дизайна, дано его разграничение со смежными понятиями дизайн-мышления и визуального права. Предложено авторское понятие юридического дизайна.
С использованием формально-юридического и системного методов, а также метода социального моделирования выявлены две тенденции на современном этапе применения информационных технологий в юридической профессии: 1) демократизация доступа к правовой информации; 2) преодоление чрезмерного формализма в ее понимании неспециалистами.
Вывод: в современной России дизайн-мышление больше не является «новым делом» для юристов, так как оно все более проникает в различные сферы юридической практики. Однако подходить к вопросу использования инструментов дизайна в юриспруденции следует комплексно, выявляя не только трудности обеспечения более широкого доступа граждан к правовой информации, но и проблемы отсутствия, с одной стороны полезности, а с другой — ясности в растущем массиве официальной правовой информации, которая транслируется в обществе.
Комментарии
Сообщения не найдены