Обеспечение качества данных при автоматизированном принятии решений в государственном управлении
Обеспечение качества данных при автоматизированном принятии решений в государственном управлении
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Назаров Никита Алексеевич 
Должность: старший специалист лаборатории правового регулирования информационных технологий и защиты информации
Аффилиация: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
140-155
Аннотация

Для российского государственного управления характерна тенденция расширения применения автоматизированных систем принятия решений, обеспечивающих частичную или полную автоматизацию процедуры принятия правоприменительных решений органами исполнительной власти. Применение и использование таких систем осуществляется в отсутствие целостного регулирования, обеспечивающего законность, прозрачность и обоснованность автоматизированных решений и устанавливающего дополнительные правовые гарантии для граждан и организаций.

Цели и задачи исследования: определение системы правовых требований, способствующих обеспечению качества данных при автоматизированном принятии решений в государственном управлении.

Методы исследования: общие и специальные методы, включая диалектический метод научного познания, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, методы анализа, синтеза, сопоставления и обобщения.

Выводы: одним из центральных элементов правового режима функционирования автоматизированных систем принятия решений в государственном управлении должно стать законодательное установление требований к качеству данных, под которыми предложено понимать совокупность требований к свойствам данных (наборов данных) и требований к процедурам их обработки и использования. Предложены система требований к качеству данных и особенности ее применения в различных сферах деятельности органов исполнительной власти, включая требования: 1) к достоверности (точности, полноте и актуальности) и непротиворечивости данных; 2) недискриминационности (репрезентативности) данных; 3) проверяемости данных; 4) конфиденциальности данных; 5) адекватности и целевой ограниченности сбора данных; 6) открытости наборов данных в пределах, не нарушающих конфиденциальность.

Ключевые слова
автоматизированное принятие решений, автоматизированное решение, качество данных, информация, данные, прозрачность, государственное управление, черный ящик, искусственный интеллект, машинное обучение
Классификатор
Дата публикации
17.05.2024
Всего подписок
2
Всего просмотров
90
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Текста публикации не найдено

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Тихомиров Ю. А. Управленческое решение. М., 1972. 
2. Хабриева Т. Я. Технологические императивы современного мира и право // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19. № 1. 
3. Талапина Э. В. Автоматизированное принятие решений в государственном управлении: теоретический разбор возможностей // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 11. 
4. Амелин Р. В., Чаннов С. Е. Эволюция права под воздействием цифровых технологий: монография. М., 2023. 
5. Поветкина Н. А., Копина А. А. «Цифровые» права налогоплательщика // Налоги. 2020. № 5. 
6. Синицын С. А. Личные неимущественные права и безопасность человека в виртуальном пространстве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19. № 1. DOI: 10.12737/jzsp.2023.002. 
7. Sousa W.G.D., Melo E.R.P.D. et al. How and where is artificial intelligence in the public sector going? A literature review and research agenda // Government Information Quarterly. 2019. Vol. 36. No 4. DOI: 10.1016/j.giq.2019.07.004. 
8. Sharma G. D., Yadav A., Chopra R. Artificial intelligence and effective governance: A review, critique and research agenda // Sustainable Futures. 2020. Vol. 2. DOI: 10.1016/j. sftr.2019.100004. 
9. Margetts H., Dorobantu C. Rethink government with AI // Nature. 2019. Vol. 568. No. 7751. DOI: 10.1038/d41586-019-01099-5. 
10. Крохина Ю. А. Ошибки цифровых технологий в налоговом контроле: юридические последствия для бюджетной системы // Финансовое право. 2022. № 9. DOI: 10.18572/1813- 1220-2022-9-26-29. 
11. Петровская О. В. Принцип достоверности в информационном праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. 
12. Амелин Р. В. Презумпция достоверности информации в государственных информационных системах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. № 4. 
13. Carey P. Data protection: a practical guide to UK and EU law. Data protection. 5th ed. Oxford, 2018. 
14. Edwards L., Veale M. Enslaving the Algorithm: From a "Right to an Explanation” to a “Right to Better Decisions”? // IEEE Security and Privacy. 2018. Vol. 16. No. 3. DOI: 10.1109/ MSP.2018.2701152. 
15. Barocas S., Selbst A. D. Big Data's Disparate Impact // California Law Review. 2016. Vol. 104. No. 3. DOI: 10.15779/Z38BG31. 
16. Goodman B., Flaxman S. European Union Regulations on Algorithmic Decision Making and a “Right to Explanation” // AI Magazine. 2017. Vol. 38. No. 3. DOI: 10.1609/aimag.v38i3.2741. 
17. Clemmensen L. H., Kjærsgaard R. D. Data Representativity for Machine Learning and AI Systems. 2022. DOI: 10.48550/ARXIV.2203.04706. 
18. Братусь С. Н., Петров И. Н., Венгеров А. Б. и др. Советское законодательство и хозяйственный механизм. М., 1984. 
19. Zuiderveen Borgesius F. J. Singling out people without knowing their names — Behavioural targeting, pseudonymous data, and the new Data Protection Regulation // Computer Law and Security Review. 2016. Vol. 32. No. 2. DOI: 10.1016/j.clsr.2015.12.013. 
20. Bradford A. The Brussels Effect: How the European Union Rules the World. Oxford, 2020. 
21. Сафьянников А. В. Обезличенные данные: есть ли будущее в России? // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. Т. 17. № 9. 
22. Kuner C., Bygrave L. A., Docksey C. The EU General Data Protection Regulation (GDPR): a commentary. The EU General Data Protection Regulation (GDPR). Oxford, 2019. 
23. Rocher L., Hendrickx J. M., Montjoye Y.-A. de. Estimating the success of re-identifications in incomplete datasets using generative models // Nature Communications. 2019. Vol. 10. No 1. DOI: 10.1038/s41467-019-10933-3. 
24. Едидин Б. А., Крымская К. В. Сбор избыточных данных: вопросы правового регулирования // Право и цифровая экономика. 2022. № 2. DOI: 10.17803/2618-8198.2022.16.2.027-032. 
25. Терещенко Л. К. Доступ к информации: правовые гарантии // Журнал российского права. 2010. № 10. 
26. Adadi A. A survey on data-efficient algorithms in big data era // Journal of Big Data. 2021. Vol. 8. No. 1. DOI: 10.1186/s40537-021-00419-9. 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести