Цифровые реалии XXI в. требуют адаптации сложившихся механизмов правового регулирования к новым технологическим условиям, качественно влияющим на деловую среду и положение субъектов договорных отношений. В статье проанализированы действующее регулирование и судебная практика в сфере защиты прав и интересов слабой стороны в условиях цифровизации договорных отношений. Затронуты такие аспекты, как одностороннее изменение онлайн-платформами условий договора, включение в договор несправедливых условий, исполнение принятых на себя в соответствии с дистанционным договором обязательств, определение надлежащего ответчика, а также подсудности трансграничных споров, возникающих в связи с заключением пользовательских соглашений, создание внесудебных механизмов разрешения споров. Учитывая, что принцип защиты слабой стороны распространяется не только на отношения с участием потребителей, в статье проанализированы подходы к предоставлению повышенной правовой защиты бизнес-пользователям онлайн-платформ.
В процессе исследования были применены формально-юридический и формально-логический методы, методы толкования права и сравнительного правоведения, а также общенаучные методы.
Принцип защиты слабой стороны хотя и не получил нормативного закрепления в российском законодательстве, но отражен в нормах договорного права, специальных нормативных правовых актах и судебной практике. Вместе с тем ни принятый массив нормативных правовых актов, ни сформулированные правовые позиции высших судебных инстанций не могут гарантировать эффективную защиту интересов слабой стороны в условиях цифровизации договорных отношений. Не оспаривая применимость традиционных правовых механизмов к договорным отношениям, осложненным «цифровым элементом», следует признать, что для регулирования договорных правоотношений в цифровой среде одного лишь наличия сформировавшихся общих норм об обязательствах недостаточно, равно как и специфика таких правоотношений требует корректировки правоприменительной практики.
Комментарии
Сообщения не найдены