В законодательстве об административной ответственности закреплен специальный механизм профилактики административных правонарушений путем внесения представления об устранении причин административных правонарушений и условий их совершения. Актуальность научного осмысления данного механизма и оценки его соотношения с иными административно-правовыми профилактическими средствами продиктована запланированной реформой административно-деликтного законодательства, а также тем, что некоторые вопросы, связанные с реализацией этого механизма, не нашли однозначного разрешения в нормативном регулировании, правоприменительной практике и доктрине. Цель исследования — выявление нормативных и правоприменительных проблем механизма профилактики административных правонарушений для определения перспектив его совершенствования, в том числе с учетом состоявшейся реформы контрольно-надзорной деятельности. К задачам исследования относятся: анализ положений законодательства, определяющих порядок внесения указанного представления и его содержание; изучение соответствующей правоприменительной практики; определение места рассматриваемого механизма в системе мер профилактики нарушений нормативных требований. Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, системный метод) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Большое внимание уделено анализу сложившихся в правоприменительной практике подходов, проиллюстрированных конкретными примерами. Проведенное исследование продемонстрировало, что предусмотренный законодательством об административной ответственности механизм профилактики административных правонарушений характеризуется заметными дефектами (неопределенность содержания представления, произвольный выбор его адресатов и т. д.), которые порождаются несовершенством нормативного регулирования, противоречивой правоприменительной практикой, а также отсутствием необходимой теоретической основы. В части оценки соблюдения обязательных требований данный механизм, по сути, конкурирует с профилактическими мерами, закрепленными в контрольно-надзорном регулировании. В связи с этим в целях оптимизации системы мер административного принуждения предлагается исключить возможность внесения представления об устранении причин административного правонарушения и условий его совершения лицам, деятельность которых оценивается в рамках контрольно-надзорной деятельности.
Комментарии
Сообщения не найдены