Объект всемирного наследия «Озеро Байкал» как ассоциативный культурный ландшафт: постановка проблемы
Объект всемирного наследия «Озеро Байкал» как ассоциативный культурный ландшафт: постановка проблемы
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дицевич Ярослава Борисовна 
Должность: ведущий научный сотрудник кафедры теории и истории государства и права
Аффилиация: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации
Адрес: Иркутск, Россия
Колобов Роман Юрьевич
Должность: начальник отдела фундаментальных исследований НИИ правовой охраны Байкала ИГУ, доцент Юридического института ИГУ
Аффилиация: Иркутский государственный университет
Адрес: Иркутск, Россия
Выпуск
Страницы
132-142
Аннотация

В статье рассматриваются особенности международно-правового режима ассоциативных культурных ландшафтов в системе охраны всемирного наследия. Отмечается невозможность жесткого разделения всемирного наследия на культурные и природные объекты, анализируются изменения в системе их номинации, направленные на учет связи культурных и природных атрибутов выдающейся универсальной ценности. Показывается история формирования понятия культурных ландшафтов, выявляются их признаки, выработанные в системе охраны всемирного наследия.

Цель исследования — поиск способов усиления правовой охраны объектов всемирного природного наследия, расположенных в Российской Федерации, за счет использования международно-правового режима охраны ассоциативных культурных ландшафтов, получившего развитие в рамках системы Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

Институт ассоциативных культурных ландшафтов и возможность их международно-правовой защиты исследуются применительно к деятельности по сохранению озера Байкал. Новым направлением охраны данного объекта всемирного наследия может стать юридическое закрепление его культурной ценности, выражающееся как в особой религиозной значимости, так и в совершенно уникальной роли для светской природоохранной этики.

Сформулирован вывод о целесообразности признания озера Байкал объектом всемирного наследия не только по критериям, закрепленным для объектов всемирного природного наследия, но и как ассоциативного культурного ландшафта. Признание объектов всемирного природного наследия, расположенных на территории России, ассоциативными культурными ландшафтами (при наличии к тому оснований) позволит полнее раскрыть особенности культуры народов, проживающих на указанных территориях, и обеспечить юридическую охрану ассоциативных связей явлений культуры и природных комплексов. Одновременно необходима системная работа по совершенствованию законодательства об управлении деятельностью по сохранению объектов всемирного наследия.

Ключевые слова
всемирное наследие, ЮНЕСКО, озеро Байкал, культурное наследие, ассоциативный природный ландшафт
Классификатор
Дата публикации
19.01.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
212
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Текста публикации не найдено

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Batisse M., Bolla G. The Invention of “World Heritage”. Paris, 2005. 
2. Brown S. World Heritage and Cultural Landscapes: An Account of the 1992 La Petite Pierre Meeting // Heritage and Society. 2018. Vol. 11. No. 1. DOI: 10.1080/2159032X.2019.1631616. 
3. Brumann C., Gfeller A. E. Cultural Landscapes and the UNESCO World Heritage List: Perpetuating European Dominance // International Journal of Heritage Studies. 2022. Vol. 28. Iss. 2. 
4. Gfeller E. A. Negotiating the meaning of global heritage: “cultural landscapes” in the UNESCO World Heritage Convention, 1972—92 // Journal of Global History. 2013. Vol. 8. Iss. 3. 
5. Khalaf R. W. Continuity: a fundamental yet overlooked concept in World Heritage policy and practice // International Journal of Cultural Policy. 2021. Vol. 27. Iss. 1. 
6. Larsen P. B. The Lightness of Human Rights in World Heritage: A Critical View of Rights- Based Approaches, Vernaculars, and Action Opportunities // Nordic Journal of Human Rights. 2023. Vol. 41. Iss. 1. DOI: 10.1080/18918131.2022.2114631. 
7. Manville V., Cronin S. J. Breakout Lahar From New Zeland's Crater Lake // Eos. 2007. Vol. 88. No. 43. 
8. McBryde I. Reflections on the development of the associative cultural landscapes concept // Historic environment. 2014. Vol. 26. No. 1. 
9. Metzo K. R. Articulating a Baikal Environmental Ethic // Anthropology and Humanism. 2005. No. 1. 
10. Pocock C., Lilley I. Who Benefits? World Heritage and Indigenous People // Heritage and Society. 2017. Vol. 10. Iss. 2. DOI: 10.1080/2159032X.2018.1503836. 
11. Quijada J. B., Graber K. E., Stephen E. Finding “Their Own”: Revitalizing Buryat Culture Through Shamanic Practices in Ulan-Ude // Problems of Post-Communism. 2015. No. 5. DOI: 10.1080/10758216.2015.1057040. 
12. Малзурова Л. Ц. Озеро Байкал в бурятских преданиях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. Ч. 2. 
13. Матанцева М. Б., Посходиев Р. В. Лексика шаманской религиозной культуры: лингвокультурный аспект // Банзаровские чтения. Ч. 1. Улан-Удэ, 2022. 
14. Тиваненко А. Древние боги Байкала. Чита, 2012. 
15. Цибудеева Н. Ц. Монголосфера в творческой переработке государственным театром песни и танца «Байкал» // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета культуры. 2018. № 4.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести