Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тетюев Станислав Владимирович 
Должность: доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы
Аффилиация: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Адрес: Челябинск, Россия
Выпуск
Страницы
142-155
Аннотация

В статье исследуются нормы российского процессуального законодательства (Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства и Кодекса об административных правонарушениях), регламентирующие участие педагога, педагогического работника и психолога в допросах несовершеннолетних свидетелей (потерпевших).

Цель исследования — анализ регламентации использования педагогических и психологических знаний в допросах несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) в различных видах юридического процесса, а также формулирование предложений, направленных на унификацию соответствующего правового регулирования.

Применяя в числе методов познания такие, как формально-юридический, системно-структурный методы и метод внутрипроцессуального сравнительного правоведения, автор приходит к выводам о том, что в целях унификации процессуального законодательства к педагогу в уголовном процессе, производстве по делу об административном правонарушении и педагогическому работнику в гражданском и административном судопроизводствах необходимо предъявлять одинаковые требования. В ГПК РФ и КАС РФ следует предусмотреть возможность участия психолога (альтернативно педагогическому работнику) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, как это закреплено в УПК РФ и КоАП РФ. В ГПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ необходимо увеличить как минимум до 16 лет возрастные рамки несовершеннолетних свидетелей, в допросах которых обязательно участие сведущих лиц, обладающих педагогическими (психологическими) знаниями. При допросах несовершеннолетних свидетелей по уголовным, гражданским, административным делам в суде, а также по делам об административных правонарушениях педагоги, психологи, педагогические работники должны обладать правом не только задавать вопросы свидетелю, но и знакомиться с материалами дела в объеме, необходимом для выполнения своей функции, с протоколом судебного заседания и делать подлежащие занесению в протокол замечания о правильности и полноте изложенных в нем показаний. В регламентации участия сведущих лиц в допросах несовершеннолетних не может быть различий, не обусловленных спецификой того или иного вида юридического процесса.

Ключевые слова
педагог, педагогический работник, психолог, несовершеннолетний свидетель, допрос, унификация процессуального законодательства
Классификатор
Дата публикации
11.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
113
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Текста публикации не найдено

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Алексеев А. А. Закрытый перечень средств доказывания в концепции единого ГПК РФ: шаг вперед или движение назад? // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 10. 
2. Арсеньев В. Д., Заблоцкий В. Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. Красноярск, 1986. 
3. Артебякина Н. А. О необходимости унификации норм института лиц, участвующих в деле, в процессуальных отраслях российского права // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. № 1 
4. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция. 2002. № 9. 
5. Галдин М. В. Изменения в УПК РФ о педагоге // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 5. 
6. Добровлянина О. В. Понятие специалиста и формы его участия в досудебном уголовном процессе // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1. 
7. Дошицын А. Производство следственных действий с участием малолетних и педагога // Уголовное право. 2010. № 4. 
8. Жуйков В. М., Долова М. О. Актуальные проблемы унификации процессуального законодательства // Журнал российского права. 2019. № 8. 
9. Зайцева Е. А. Спорные аспекты идентификации процессуального статуса педагога и психолога в уголовном судопроизводстве // Судебная экспертиза. 2019. № 1(57). 
10. Исаенкова О. В. Концепция единого ГПК — от обсуждения к реализации // Вестник гражданского процесса. 2015. № 4. 
11. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. В. И. Нечаева. М., 2008. 
12. Куликов А. В., Новиков А. А. Соотношение процессуального положения специалиста, психолога, педагога и переводчика в уголовном судопроизводстве России // Российский судья. 2007. № 1. 
13. Куракин А. В., Астахов Д. В., Сальников М. Г., Куракина А. Н. Права и обязанности свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, защитника, представителя и понятого как участников производства по делам об административных правонарушениях // Право и политика. 2006. № 3. 
14. Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: лекции- очерки / под ред. В. М. Савицкого. М., 1997. 
15. Левченко О. В., Мищенко Е. В. Правовые основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: монография. М., 2012. 
16. Марковичева Е. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: науч.-практ. пособие. М., 2018. 
17. Матвеев С. В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 
18. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. М., 2000. 
19. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. М. Лебедева; науч. ред. В. П. Божьев. М., 2003. 
20. Правосудие в современном мире: монография / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. М., 2012. 
21. Проблемы развития процессуального права России: монография / под ред. В. М. Жуйкова. М., 2016. 
22. Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник. М., 2012. 
23. Ремизов П. В. Педагог (психолог) как участник производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 6.
 24. Рожкова М. А., Глазкова М. Е., Савина М. А. Актуальные проблемы унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства: монография / под общ. ред. М. А. Рожковой. М., 2015. 
25. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: монография. М., 2018. 
26. Сахнова Т. В. О судебной экспертизе как инструментарии справедливого процесса // Вестник гражданского процесса. 2019. № 2. 
27. Ситдикова Л. Б. Проблемные вопросы правового статуса несовершеннолетнего свидетеля в гражданском процессе // Юридический мир. 2016. № 9. 
28. Тетюев С. В. Роль педагога (психолога) в допросе несовершеннолетних по уголовным делам // Правоведение. 2009. № 5. 
29. Филиппенков Г., Лазарева В. Участие педагога в уголовном процессе // Советская юстиция. 1982. № 6. 
30. Хромова Н. М. Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование // Журнал российского права. 2014. № 4. 
31. Шарипова А. Р. Концептуальные основы межотраслевой конвергенции в судебном производстве по уголовным делам: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2022. 
32. Экмекчи А. О судебно-психологической экспертизе // Советская юстиция. 1968. № 6. 
33. Ярков А. А. К вопросу о допросе несовершеннолетнего свидетеля // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 3.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести