Статья посвящена определению особенностей антимонопольного регулирования цифровых платформ, являющихся главными участниками цифровых рынков. Цифровые платформы, занимая доминирующее положение в силу обладания технологиями
и иными объектами интеллектуальной собственности, начинают влиять на смежные товарные рынки, в том числе на реальный сектор экономики, что может создавать предпосылки для ограничения конкуренции. С этих позиций установлена необходимость обновления подходов к анализу состояния конкуренции на цифровых рынках, включая использование «теста гипотетического уменьшения качества товара (услуги)» цифровой
платформы и оценку «сетевых эффектов» данной платформы. Доказано, что сохранение
«иммунитетов» в отношении запретов на злоупотребление доминирующим положением
для хозяйствующих субъектов, владеющих объектами интеллектуальной собственности,
включая цифровые платформы, приводит к рискам нарушения прав и законных интересов участников цифровых рынков.
Цель статьи — определение основных направлений совершенствования российского антимонопольного законодательства в условиях динамичного развития цифровых рынков.
Методы исследования: общенаучный (диалектический) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.), методы и приемы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Краткие выводы: с появлением хозяйствующих субъектов — владельцев цифровых платформ как главных участников цифровых рынков осложнился анализ состояния конкуренции на товарных рынках, в том числе в целях установления доминирующего положения
указанных субъектов. Исходя из этого предполагается, что для установления доминирующего положения субъекта, владеющего платформой на цифровом рынке, применению
подлежат «тест гипотетического уменьшения качества товара (услуги)» и оценка влияния «сетевых эффектов» такой платформы, предусмотренная «пятым антимонопольным
пакетом». В целях недопустимости злоупотребления доминирующим положением правообладателями — хозяйствующими субъектами, владеющими цифровыми платформами,
предлагается исключить ч. 4 ст. 10 и ч. 9 ст. 11 из Федерального закона «О защите конкуренции». Сохранение этих «антимонопольных иммунитетов» создает высокие риски
нарушения прав и законных интересов российских участников цифровых рынков со стороны иностранных корпораций, о чем свидетельствует судебная практика и практика антимонопольных органов.
Комментарии
Сообщения не найдены