В статье рассматривается вопрос о соотношении условного и безусловного в юридической науке и юридическом образовании. С одной стороны, в них заложено стремление к установлению тождества тех мыслительных конструкций, которыми они представлены, с объектами, процессами, свойствами, ими изучаемыми, что придает в них безусловному знанию значение высшей ценности. С другой стороны, наука и образование развиваются за счет того, что подвергают сомнению существующее знание, что подразумевает признание условности последнего.
Цель исследования — дифференцировать условное и безусловное в юридической науке и юридическом образовании, полагая, что это дает возможность лучше понять их. Для достижения поставленной цели решается вопрос о том, является ли безусловной юридическая догма (догма права); анализируются свойства юридической науки и юридического образования, определяющие соотношение в них моментов условного и безусловного; осуществляется поиск того, что, будучи безусловным в праве, остается безусловным и в своих отражениях в юридической науке и юридическом образовании.
На всех этапах исследования применялись прежде всего общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, абстрагирование, редукция, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
По результатам исследования констатируется, что в юридической науке и юридическом образовании присутствуют как условное, так и безусловное, при этом превалирует в них условное. Безусловными — абсолютными, самоочевидными, неслучайными, вневременными, неизменными, не зависящими от чего бы то ни было — являются лишь культурная обусловленность юридической науки и юридического образования, а также воспроизводство в них тех архетипов, установок, смыслообразующих идей и базовых ценностей, которые составляют глубинный слой правовой культуры общества. В своей обусловленности указанными составляющими правовой культуры юридическая наука и юридическое образование предстают органичной частью правовой культуры общества.
Комментарии
Сообщения не найдены