Механизм административно-правового регулирования
Механизм административно-правового регулирования
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Емельянов Александр Сергеевич 
Должность: заведующий отделом административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук
Аффилиация: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Выпуск
Страницы
127-145
Аннотация

В современных условиях вопросы регулирования отношений, связанных с осуществлением публичного управления и охраной субъективных прав, свобод и законных интересов в данной сфере, имеют важное значение. Их рассмотрение на научно-познавательном и дидактическом уровнях может осуществляться через такую категорию, как механизм административно- правового регулирования. Ее использование в научном обороте позволяет установить взаимосвязь между нормами административного права, административными правоотношениями и правовых актов управления, а также охарактеризовать взаимодействие между ними. В статье системно исследуются указанные категории, а также особенности их реализации в отдельных институтах административного права России и иностранных государств. Механизм административно-правового регулирования исследуется в науке административного права в аспекте действия различных регулирующих и охранительных мер через призму реализации регуляторной политики государства, специальных административно-правовых режимов и административной ответственности, защиты субъективных административных прав, обязательных требований, административного принуждения. Вместе с тем до настоящего времени в науке российского административного права, несмотря на широкое использование категории «механизм административно-правового регулирования» применительно к прикладным вопросам публичного управления, она не была предметом комплексного научного познания. При этом на теоретическом уровне признается, что субъективные административные права и обязанности не могут существовать вне действия норм административного права и реализации административных правоотношений. В статье определено значение механизма административно-правового регулирования, представлено содержание данной научной категории, осуществлен анализ научных позиций, существующих в соответствующей области знаний.

Ключевые слова
теория административного права, механизм административно-правового регулирования, механизм правового регулирования, административно-правовое регулирование, регуляторная политика, специальные административно-правовые режимы, административная ответственность, административное принуждение, нормы административного права, административные правоотношения, правовые акты управления
Классификатор
Дата публикации
22.08.2024
Всего подписок
0
Всего просмотров
14
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Бочков С. С. Особенности механизма административно-правового регулирования управления служебно-прикладными видами спорта органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 9. 
2. Канунникова Н. Г. К вопросу о реализации механизма административно-правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 7. 
3. Рукавишников С. М. Конституционно-правовые основы формирования механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 5. 
4. Степанов А. В. Механизм административно-правового регулирования миграционной безопасности в Российской Федерации: понятие, особенности, элементы (административно-правовые средства) и стадии // Административное право и процесс. 2021. № 6. 
5. Братановский С. Н., Трунина Е. В. Отдельные аспекты совершенствования механизма административно-правового регулирования таможенных отношений в Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. № 2. 
6. Саидов З. А. Государственно-частное партнерство в механизме административно-правового регулирования экономики // Российская юстиция. 2015. № 9. 
7. Аврутин Ю. Е. Проблемы законодательной модернизации механизма административно-правового регулирования в контексте обеспечения надлежащего публичного управления // Административное право и процесс. 2015. № 8. 
8. Лапина М. А. Роль органов государственной власти в механизме административно- правового регулирования создания и деятельности международного финансового центра в Российской Федерации // Налоги. 2012. № 6. 
9. Дугенец А. С. Рецензия на диссертацию Владимира Николаевича Верютина на тему «Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны» // Административное право и процесс. 2012. № 3. 
10. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. 
11. Малько А. В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 3. 
12. Шундиков К. В. Правовые механизмы: основы теории // Государство и право. 2006. № 12. 
13. Емельянов А. С. Функции финансового права и механизм финансово-правового регулирования // Реформы и право. 2009. № 4. С. 16—35. 
14. Гафарова Г. Р. Особенности правоотношений в механизме финансово-правового регулирования ценообразования // Финансовое право. 2018. № 11. 
15. Скрипник А. В. Механизм правового регулирования: его составные части и содержание // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4(172). 
16. Кархалев Д. Н. Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений. М., 2022. 
17. Полякова В. Ю. Основные этапы исследования механизма правового регулирования трудовых отношений // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. № 1. 
18. Демин А. А. Механизм гражданско-правового регулирования возникновения договорных обязательств в цифровой среде // Цивилист. 2023. № 2. 
19. Кашанина Т. В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Правоведение. 1991. № 4. 
20. Кулапов В. Л. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие. Саратов, 2009. 
21. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1. М., 1968. 
22. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: проблемы и перспективы / Р. К. Мертон, Л. Брум, Л. С. Котрелл (ред.). М., 1965. 
23. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. 
24. Лубенченко К. Д., Матюхин А. А. О функциональном подходе к исследованию социалистического права // Методологические проблемы юридической науки: сб. науч. тр. / под ред. М. Н. Марченко. М., 1985. 
25. Гамбаров Ю. С. Право в его основных моментах // Правоведение. 1995. № 4—5. 
26. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909. 
27. Гурвич Г. Д. Идея социального права // Философия и социология права: избранные сочинения / пер. с фр. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. СПб., 2004. 
28. Горовцев А. М. Новые мысли о народном представительстве. Томск, 1919. 
29. Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1909. 
30. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. 
31. Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. 
32. Малько А. В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3(214). 
33. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2010. 
34. Разрешительная деятельность в механизме государственного управления: монография / отв. ред. А. С. Емельянов, С. М. Зырянов. М., 2024. 
35. Старилов Ю. Н. Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений // Административное право и про- цесс. 2023. № 6.
36. Кононов П. И. Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений // Административное право и процесс. 2021. № 2. 
37. Стахов А. И. Функциональные сферы административных правоотношений в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2018. № 2. 
38. Мелехин А. В. Некоторые проблемы обеспечения стабильности административных и других правоотношений // Административное право и процесс. 2020. № 1. 
39. Руперт Д. Прецедент в английском праве. Пер. с англ. М., 1985. 
40. Научные концепции развития российского законодательства: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. 8‑е изд. М., 2024. 
41. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2009. 
42. Демин А. А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства // Государство и право. 2000. № 11. 
43. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: теория, история, перспективы. М., 2001. 
44. Стахов А. И. Интегративная теория административного процесса — единственно верная основа построения модели административного процесса // Сибирское юридическое обозрение. 2021. № 3.
45. Тихомиров Ю. А. Наука административного права: преемственность и новые повороты // Административное право и процесс. 2021. № 7. 
46. Хабриева Т. Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12. 
47. Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации: монография / ред. кол. А. Ф. Ноздрачев, С. М. Зырянов, А. В. Калмыкова. М., 2022. 
48. Ноздрачев А. Ф. Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования (часть 1) // Административное право и процесс. 2022. № 3. 
49. Сморчкова Л. Н. Правовой режим обязательных требований как средства административно-правового регулирования экономических отношений // Право и практика. 2021. № 1. 
50. Зырянов С. М. Обязательные требования как средство административно-правового регулирования (по проекту федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации») // Актуальные проблемы науки административного права: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, посвященной 90-летию засл. деятеля науки Российской Федерации, докт. юрид. наук, проф. Б. М. Лазарева. М., 2020. 
51. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2017. 
52. Правовое управление в кризисных ситуациях: монография / отв. ред. Ю. А. Тихо- миров. М., 2022. 
53. Черногор Н. Н., Емельянов А. С. Пространственно-правовая матрица современной России // Журнал российского права. 2020. № 5. 
54. Ноздрачев А. Ф. Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования (часть 2) // Административное право и процесс. 2022. № 5. 
55. Трунцевский Ю. В. Об автоматизации антикоррупционного комплаенса в организациях // Безопасность бизнеса. 2022. № 4. 
56. Ноздрачев А. Ф., Автономов А. С. Меры профилактики и контроля конфликта интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств // Административное право и процесс. 2017. № 5. 
57. Безруков А. В., Жильцов А. В. Обеспечение правопорядка в общественных местах: определение приоритета при выборе метода управленческого воздействия // Административное право и процесс. 2020. № 8.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести