В условиях крайне низкой эффективности института судебной медиации в России и незначительного объема дел, в которых был достигнут результат примирения, научный и практический интерес представляют оценка эффективности и определение потенциала интенсификации применения новой процедуры посредничества в отечественном цивилистическом процессе — судебного примирения.
Цель исследования — оценка эффективности правовой регламентации и организационного обеспечения процедуры судебного примирения в цивилистическом процессе.
Методы: системно-структурный метод, при помощи которого судебное примирение и судебная медиация рассматриваются как части единого целого — процедуры посредничества, что предопределяет возможность оценки данных институтов по одним и тем же критериям; формально-юридический, позволяющий провести анализ источников правового регулирования процедуры медиации и судебного примирения; метод функционального анализа, позволивший провести оценку роли посредника в рассматриваемых процедурах и условия организационного обеспечения процедуры.
Обосновывается, что судебное примирение представляет собой модель интегрированной в судебную систему процедуры медиации и имеет существенные преимущества по сравнению с судебной медиацией, а именно: безвозмездность примирения для сторон и особый статус судебного примирителя. Поддерживается решение о привлечении в качестве судебных примирителей исключительно судей в отставке. Выявленные организационные проблемы недостаточности количественного состава судебных примирителей, их территориальной удаленности от мест проведения примирения, а также отсутствие механизма должного бюджетного финансирования делают рассматриваемую процедуру неэффективной и являются существенным препятствием в ее интенсификации. Высказывается предположение о возможности развития судебного примирения исключительно при должной политической воле как со стороны суда, рассматривающего дело, так и со стороны государства в целом.
Комментарии
Сообщения не найдены