Человечество всегда стремилось понять (познать) тайны причин человеческой агрессии, насилия. Для обычного человека эта проблема относится к числу, на первый взгляд, простых и ясных. Однако мы не даем себе ясного представления о тех трудностях, с которыми сталкиваемся при объяснении сути и истоков причины преступного человеческого поведения. Учение о причинах преступления имеет богатую, содержательную и разностороннюю историю, насыщенную различного рода устоявшимися теориями, оригинальными взглядами и интересными соображениями не столько юристов-криминологов, а в большей степени философов, социологов, психологов, генетиков и даже писателей. Уже в доисторический период это было предметом внимания философов Солона, Пифагора, Протагора, Платона и Аристотеля. Одни из них рассматривали причины преступного поведения как болезнь души человека, другие — как болезнь государства. Философы позднего времени — Гуго Гроций, Гоббс, Спиноза, Локк, Фихте, Гомель, Фейербах и многие другие также при рассмотрении общих научных вопросов философии пытались решить эту проблему. Однако философствование о причинах преступного поведения, кроме красивого логического теоретического объяснения, практической, материально зримой пользы не давало. Человечество ждало от науки знаний о преступлении и его причинах, приспособленных для практических нужд в борьбе с преступностью, которая приобретала все более страшную форму и сущность. К решению этой проблемы подключились статистики, антропологи, социологи, психологи, а затем и генетики.
Таким образом на протяжении тысячелетий лучшие умы человечества пытаются ответить, казалось бы, на обычный, ясный, простой и вечный вопрос. Однако, к сожалению, они продвинулись недалеко. Почему же в условиях развитой современной науки мы не в состоянии этого сделать? Неужели эта проблема «закрыта для постижения»? Может быть, в генетической программе человека отсутствует механизм, ограничивающий убийство и насилие над особями своего вида? В таком случае человек — «ошибка эволюции», как считал А. Кестлер. Если же исходить из постулата, что человек — творение Всевышнего, значит, только Он знает тайну причин преступно-агрессивного поведения любого созданного Им живого организма, в том числе человеческого. Если это так, то проблема навсегда останется «закрытой для постижения», ибо только Господу Богу суждено знать в совершенстве сути созданного Им Существа. «Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого» (Коран. Сура 16, аят 101). Отсутствие в науке ясного ответа на вопрос об источниках преступного поведения, совершенного вследствие агрессивной сущности, отсылает нас к Господу Богу как к нашему Создателю. В религии не все может быть объяснимо, хотя бы исходя из того, что в ней должно оставаться место для тайн Всевышнего. Однако по мере продолжения человеческой истории раскрывается истинность многих явлений, в том числе имеющих непосредственное отношение к сути человека и его поведения. Если современная наука не в состоянии в совершенстве познать сущность человеческого существа, разве не будет правильным в таком случае обратиться к Священным Писаниям и посмотреть, что представляет собой человек по Господу Богу? Одним словом, целью нашего исследования является научный и религиозный (теологический) поиск тайн причин преступного поведения человека.
Комментарии
Сообщения не найдены