Преступление и его причины: наука и религия
Преступление и его причины: наука и религия
Аннотация
Код статьи
S1605-65900000622-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рагимов Ильгам Мамедгасан оглы  
Аффилиация: -
Адрес: Баку, Азербайджан
Выпуск
Страницы
140-158
Аннотация

Человечество всегда стремилось понять (познать) тайны причин человеческой агрессии, насилия. Для обычного человека эта проблема относится к числу, на первый взгляд, простых и ясных. Однако мы не даем себе ясного представления о тех трудностях, с которыми сталкиваемся при объяснении сути и истоков причины преступного человеческого поведения. Учение о причинах преступления имеет богатую, содержательную и разностороннюю историю, насыщенную различного рода устоявшимися теориями, оригинальными взглядами и интересными соображениями не столько юристов-криминологов, а в большей степени философов, социологов, психологов, генетиков и даже писателей. Уже в доисторический период это было предметом внимания философов Солона, Пифагора, Протагора, Платона и Аристотеля. Одни из них рассматривали причины преступного поведения как болезнь души человека, другие — как болезнь государства. Философы позднего времени — Гуго Гроций, Гоббс, Спиноза, Локк, Фихте, Гомель, Фейербах и многие другие также при рассмотрении общих научных вопросов философии пытались решить эту проблему. Однако философствование о причинах преступного поведения, кроме красивого логического теоретического объяснения, практической, материально зримой пользы не давало. Человечество ждало от науки знаний о преступлении и его причинах, приспособленных для практических нужд в борьбе с преступностью, которая приобретала все более страшную форму и сущность. К решению этой проблемы подключились статистики, антропологи, социологи, психологи, а затем и генетики.

Таким образом на протяжении тысячелетий лучшие умы человечества пытаются ответить, казалось бы, на обычный, ясный, простой и вечный вопрос. Однако, к сожалению, они продвинулись недалеко. Почему же в условиях развитой современной науки мы не в состоянии этого сделать? Неужели эта проблема «закрыта для постижения»? Может быть, в генетической программе человека отсутствует механизм, ограничивающий убийство и насилие над особями своего вида? В таком случае человек — «ошибка эволюции», как считал А. Кестлер. Если же исходить из постулата, что человек — творение Всевышнего, значит, только Он знает тайну причин преступно-агрессивного поведения любого созданного Им живого организма, в том числе человеческого. Если это так, то проблема навсегда останется «закрытой для постижения», ибо только Господу Богу суждено знать в совершенстве сути созданного Им Существа. «Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого» (Коран. Сура 16, аят 101). Отсутствие в науке ясного ответа на вопрос об источниках преступного поведения, совершенного вследствие агрессивной сущности, отсылает нас к Господу Богу как к нашему Создателю. В религии не все может быть объяснимо, хотя бы исходя из того, что в ней должно оставаться место для тайн Всевышнего. Однако по мере продолжения человеческой истории раскрывается истинность многих явлений, в том числе имеющих непосредственное отношение к сути человека и его поведения. Если современная наука не в состоянии в совершенстве познать сущность человеческого существа, разве не будет правильным в таком случае обратиться к Священным Писаниям и посмотреть, что представляет собой человек по Господу Богу? Одним словом, целью нашего исследования является научный и религиозный (теологический) поиск тайн причин преступного поведения человека.

Ключевые слова
преступление и его сущность, преступное поведение, научное познание, религия (теология), агрессия, свобода воли и сознание, нейробиология, гены, тестостерон
Классификатор
Дата публикации
12.05.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
173
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1.	Coyne J. You Donʼt Have Free Will // Chronicle Review. March 18, 2012.
2.	Saddhatissa H. The Buddaʼs Way. N. Y., 1971.
3.	Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 2007.
4.	Голик Ю. В. Философия уголовного права: современная постановка проблемы. Философия уголовного права. СПб., 2004.
5.	Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2020.
6.	Ильин И. О сопротивлении Злу силой. М., 2005.
7.	Иудаизм / сост. В. А. Барановский, Ю. Н. Иванов. Минск, 2009.
8.	Керимов Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2011.
9.	Кургузкина Е. Б. Понимание преступного // Философские науки. 2008. № 5.
10.	Лепс А. Философия Гегеля и преступность как явление сущности // Юридические науки и образование. 2012. № 35.
11.	Мировые религии о преступлении и наказании / науч. ред. А. Толкаченко, К. Харабет. М., 2013.
12.	Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. М., 2019.
13.	Сорокин А. А. Введение в философию права. М., 2001.
14.	Сорокин П. А. Преступление и кара. Подвиг и награда. СПб., 1914.
15.	Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступность толпы / сост. В. С. Овчинский. М., 2004.
16.	Тард Г. Сравнительная преступность. М., 1907.
17.	Уголовное право. Общая часть. Наказание: в 10 т. Т. I: Понятие, цели уголовного наказания. Система уголовного наказания. Кн. 1: Понятие уголовного наказания / под ред. Н. А. Лопашенко. М., 2020.
18.	Уголовное право. Сочинение доктора Павла Ансельма Фейербаха. СПб., 1810.
19.	Шаргородский М. Д. Детерминизм и ответственность // Шаргородский М. Д. Избранные работы по уголовному праву / сост. Б. В. Волженкин. СПб., 2003.
20.	Шестаков Д. А. Криминология: преступность как свойство общества. Краткий курс. СПб., 2001.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести