В статье рассматривается правовое положение общественных палат как субъектов общественного контроля, формы, инструменты и задачи общественного контроля. Анализируется законодательство федерального и регионального уровней о правовом положении Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Федерации и общественных палат муниципальных образований, а также рассматриваются научные дискуссии о правовой природе общественных палат.
Использованы диалектический метод научного познания, направленный на исследование правовых явлений и процессов в их взаимосвязи и системном единстве, и другие общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение).
Вывод: общественный контроль, осуществляемый общественными палатами Российской Федерации и ее субъектов и общественными палатами, созданными в муниципальных образованиях, имеет стабильную системную основу. Каждый указанный уровень независим, что позволяет говорить о самостоятельном характере проводимого контроля и наблюдения за состоянием прав и свобод граждан, реагировать на актуальные запросы гражданского общества, развивать взаимодействие между организациями и государством. Однако сложившаяся практика создания общественных палат муниципальных образований органами государственной власти субъектов Федерации привносит элемент соподчиненности в их правовое положение, что может потребовать внесения уточняющих коррективов в правовой статус общественных палат муниципальных образований как субъектов общественного контроля, учитывающих нужды и интересы проживающего в границах муниципального образования сообщества. Актуальны и другие задачи: необходимость установления форм взаимодействия общественных палат и общественных советов, созданных при органах исполнительной власти субъектов Федерации, способов участия общественных палат в реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, повышения роли общественных палат муниципальных образований как действенного рычага формирования взаимного доверия государства и российского общества. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования статуса общественных палат именно как субъектов общественного контроля в России.
Комментарии
Сообщения не найдены